На перевале Дятлова установили Поклонный Крест

Главная » Спецпроекты » На перевале Дятлова установили Поклонный Крест
12 Октября 2018

Экспедиция в составе 12 человек 3-го сентября направилась на перевал Дятлова с целью воздвигнуть и освятить новосооружённый Крест. Это место далеко в горах на Севере Урала, под названием Мансепаль (мансийская гряда) или, по-другому, перевал «Молебный Камень», что на 80 км южнее урочища «Перевал Дятлова». Того места, где в 1959 году трагически погибла группа туристов из 9-ти человек (известная как группа Дятлова).

Фотогалерею можно посмотреть здесь

Ребята заехали за мной на машине в Североуральск, в Храм Петра и Павла, и мы поехали дальше на Север. Пересекли г. Ивдель, посёлок Полуночное и далее держали путь до турбазы «Вижай» в горах. Это что-то около 60 км.

Поездка выдалась экстремальной и очень сложной. Нам то и дело приходилось передвигаться по крутым и труднодоступным горным дорогам, которым не было конца и края. В поездке мы провели пять дней, три из которых добирались до самого перевала, где должны были водрузить Поклонный Крест.

В первый день мы достигли перевалочного лагеря (от турбазы «Вижай» порядка ещё 76 км). Оттуда тронулись по направлению к намеченному месту. Сам лагерь находится на месте под названием Тохта. И это уже приличная высота. Повсюду нас окружали горы, скалы, холмы. Мы встали там на ночлег.

На следующий день с утра двинулись дальше. Из транспортных средств у нас был один пикап, (Элька, как мы ласково прозвали его), грузовик ГАЗ-66 (кунг, оборудованный как дом на колесах) и КамАЗ с прицепом, на котором мы везли Поклонный Крест.

Ориентиром конечного пункта нашей поездки служили две расположенные друг против друга горы за лесополосой, в 45 км от лагеря. Одна под названием Ойва Чахл, другая – Ойка Чахл, что в переводе с мансийского означает «бабка» и «дед». Мы добирались до них почти весь день по извилистым горным дорогам, которые сплошь усыпаны камнями, валунами, большими и острыми, как лезвие бритвы.

Часто останавливались, расчищая себе путь. И в конечном итоге достигли заветной точки – Молебного Камня. Вся эта здешняя горная местность имеет ещё другое звучное название – Ялпынёр, то есть «священная земля». Так как в её недрах находится мансийское капище: два больших, слитых воедино камня, напоминающие идолов. Мы как раз проехали возле них. Поднялись чуть выше по склону и оказались на высокогорье. Дальше уже шли отвесные скалы, горы, до которых добраться на той технике, которая была у нас, невозможно. Это был предел, потолок, максимум.

До сих пор помню это невероятное зрелище: необъятные просторы окружали нас со всех сторон –огромные, раскинутые на десятки, сотни тысяч «футбольных полей» холмы с растущими на них елями и соснами, которые уходили далеко за горизонт; хребты, вершины гор поражали своим величием и масштабом. Почти над головой плыли облака. Это было нечто невообразимое. Это был Храм. Один большой Храм. Только без окон, без привычных стен, дверей. И тебя словно что-то подхватывало и на «мягкой подушке» уносило туда, в неоглядную бесконечную даль. И мы тогда все это живо ощущали. Это было здорово, невероятно, потрясающе.

Мы выбрали место для Поклонного Креста и принялись его устанавливать. Это заняло у нас тоже немало времени, так как пришлось много чего доделывать, чего не успели сделать раньше, и после уже водрузили Крест на прочное основание.

Дело уже шло к вечеру. Как только мы закончили работу, зашло солнце. Стало быстро темнеть, и освящение Креста мы решили отложить на следующий день. Разбили палатки и провели ночь на перевале. Это была дивная, удивительная ночь. Мы лежали возле костра, пели песни, шутили, общались и бросали взгляды в ночное бездонное небо, полное звёзд.

С утра, как только забрезжили первые лучи солнца, мы встали, позавтракали и направились ко Кресту. Совершили Чин освящения. Молились всей группой. Затем каждый поцеловал Древо новосооружённого Креста. Потом мы ещё долго стояли возле него. Лицезрели объект своего творения, снимали его на свои гаджеты и сами фотографировались на его фоне. Ближе к обеду тронулись в обратный путь.

Мы видели в последний раз эти горы, величественные и роскошные, к которым уже успели привыкнуть. И нам явно не хотелось покидать их. Они завораживали, манили нас какой-то своей загадочной и неодолимой силой. И было где-то горько, грустно на душе, и в то же время необычайно радостно, потому что мы сделали большое и благое дело. И это осознавал каждый из нас. Впереди была дорога назад, домой.

Но мы были здесь. Мы проложили путь, освятили это место. Привнесли в этот нетронутый и девственный уголок земли жизнь, мечту, надежду. И теперь многие пойдут этим путём. Кто -то устремится сюда, чтобы проверить свою судьбу на прочность. А кто-то будет искать и обретать тут Бога. Другие – просто чтобы хорошо и с пользой провести время. Ведь горы – они одни для всех. И каждый найдёт здесь что-то своё, родное и близкое.

Так мы закончили своё путешествие. Впечатлений осталось масса. И, я уверен, каждый из нас не забудет эту поездку. Такое не забывается…

иерей Максим ФОМИН,
г. Североуральск.

Фото и видео: Максим ФОМИН

+7 (34383) 3-50-40

+7 (34383) 3-23-23

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.