В Карпинске появится мастерская по росписи на дуните
Вскоре в нашем городе появится мастерская декоративно-прикладного творчества: в городском Дворце культуры будет открыт филиал Тагильской фарфоровой мастерской. Эта мастерская – единственная в России, которая занимается росписью по камню в технике вглазурной росписи, и поэтому данный проект является уникальным, значимым как для нашего города, так и для области в целом. Это может стать брендом Карпинска, изюминкой, которой ни у кого нет.
Анна Хохлова (справа) с коллегой из Нижнего Тагила.
– Проект поддерживает Глава города Андрей Алексеевич Клопов, председатель Думы Людмила Николаевна Манацкая, – рассказывает художник ГДК Анна Хохлова. – Социальный партнёр и хороший друг нашего города – Компания «Полиметалл» – всегда поддерживает хорошие инициативы, в том числе и творческие. Компания оказывает помощь в приобретении муфельной печи для обжига, а также расходных материалов – красок, кистей и так далее. Сейчас ведётся работу по приобретению оборудования. В планах – организовать в Карпинске производство редкой и уникальной сувенирной продукции. А также в мастерской будут проводиться занятия с детьми, возможно, привлекут и взрослых. Интересные перспективы видятся в сотрудничестве с Карпинской детской школой искусств, где можно будет организовать курс для учеников по этому виду декоративно-прикладного искусства.
Началом интересному творческому проекту послужило сотрудничество с Тагильской фарфоровой мастерской. С января художник Анна Хохлова проходила там обучение. Её работы участвуют в больших проектах, в которых задействованы нижнетагильские мастера.
В конце мая в главном музее национального искусства страны – Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Это масштабный проект, который знакомит посетителей с творчеством выдающейся династии Васнецовых. В экспозицию вошли лучшие произведения Виктора Михайловича (1848-1926), Аполлинария Михайловича (1856-1933) и Андрея Владимировича (1924-2009). Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова, она будет работать до 4 ноября, в цикл мероприятий вошли лекции и экскурсии.
К большому событию в мире искусства приурочена и такая немаловажная сопровождающая часть, как продажа сувенирной продукции. По заказу Галереи мастера Тагильской фарфоровой мастерской изготовили самые разнообразные виды сувениров – подносы, украшения, фарфоровую посуду и т.д. Это уже не первый пример сотрудничества Третьяковской галереи и фарфоровой мастерской, ранее уральцы готовили сувенирную продукцию по мотивам картин известных художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Врубеля и многих других.
Стало известно, что одна из работ А.А. Хохловой, на которой изображен ирис,
была приобретена посетителем Третьяковской галереи.
В числе работ художников тагильской мастерской, посвящённых творчеству Васнецовых, представлены работы карпинского мастера Анны Хохловой. На каменных пластинах в обрамлении деревянной рамки изображены фрагменты росписи, которую выполнял Виктор Васнецов в киевском храме Святого князя Владимира.
– Техника, в которой я работаю, называется «вглазурная роспись по камню». Сама техника вглазурной росписи не новая, и процесс её схож с техникой росписи по керамике – майолике. Майоликовые панно, посуду находили ещё при раскопках в Древнем Египте, Финикии и Месопотамии, – рассказывает Анна Хохлова.
Анна Александровна показывает несколько готовых изделий: на каменных пластинах нанесены удивительные, яркие рисунки. Это – будущие сувенирные магниты, которые многие так любят приобретать в различных местах и потом крепить на холодильник как напоминание о путешествиях. Камень, на который наносится рисунок, – это дунит, который добывается на месторождении в районе Конжаковского Камня компанией ООО «Дуниты Северного Урала». Дунит – уникальный минерал, который обладает повышенными огнеупорными свойствами. Он используется в различных сферах промышленности – металлургии, производстве огнеупорной и теплоизоляционной продукции, строительных энергосберегающих материалов, магниевых удобрений и многих других. И вот открылся ещё один вид использования минерала – декоративно-прикладное творчество.
– Тагильская фарфоровая мастерская, руководит которой Наталья Бисерова, занимается многими направлениями творчества – фарфор, подносы, керамика. Идея была в том, чтобы возродить традиции фаянсовой мануфактуры, существовавшей когда-то при Никите Демидове, и расширить путём вливания новых уникальных техник и направлений в декоративном искусстве, которым и стала роспись на дуните, – рассказывает Анна Александровна Хохлова. Все изделия мастерской – это высокохудожественные работы мастеров-художников декоративного искусства. Каждое сувенир имеет соответствующий сертификат и подписано автором.
Сейчас Тагильская фарфоровая мастерская разрабатывает туристические сувениры из дунитов с росписью, характерной для природы севера Свердловской области. Этот проект называется «Восход на Конжаковском Камне». И карпинский художник Анна Хохлова непосредственно задействована в его реализации. Помимо рисунков с характерными для наших мест растениями и насекомыми, есть образцы, где представлены картины Геннадия Райшева. Изготовлены несколько видов сувенирной продукции, которая может быть представлена на горном марафоне «Конжак».
Особенность росписи по камню в этой технике в том, что на каменную заготовку наносится специальное покрытие белого цвета – глазурь. Затем художник приступает к росписи – наносит контур рисунка, далее начинается работа с цветом и прорисовка мелких деталей. После этого работа отправляется на обжиг в муфельную печь. После термообработки краски становятся более яркими, сам рисунок закрепляется так, что на него можно ставить что-нибудь горячее, например чайник, без каких-либо последствий. Недаром майолика используется в декоре каминов, оборудования для барбекю – такие работы не боятся воздействия температуры. Хотя обжиг может принести и сюрпризы – никто не может предсказать, какой выйдет работа из печи.
– Кто знает, вдруг через сотни лет археологи найдут наши изделия и будут удивляться, что спустя столько времени изделие из камня не разрушилось от времени и стихий а краски сохранили свою яркость, – шутит Анна Александровна.
Изначально технологию росписи по камню художники фарфоровой мастерской изучали в Италии. Итальянцы работают с лавовым камнем, который не боится высокой температуры и по свойствам схож с нашим североуральским дунитом – природным огнеупором.
Для работы в технике вглазурной росписи, помимо каменной основы, нужны специальные краски и даже кисти. Краски широкой палитры производятся в Италии, в нашей стране не уступающие по качеству краски производит Дулёвский красочный завод, но пока они уступают по разнообразию в палитре. Кисти же для такой росписи изготавливают из шерсти буйвола.
– Очень интересная кисть. Всю жизнь занимаюсь творчеством – и никогда раньше таких не видела, – поделилась Анна Хохлова. – Кисть достаточно упругая, намокая, становится мягкой и пластичной. Её особенность в том, что есть выступающий кончик – «хвостик». Он работает по принципу пера. На кисти скапливается краска, которая стекает на кончик, и так можно прорабатывать мелкие детали. Очень удобно работать.
В настоящее время нижнетагильские мастера готовят заявку в Министерство инвестиций Свердловской области, чтобы тагильский фарфор был внесён в реестр Уральских народных промыслов. В январе этого года фарфоровая мастерская под руководством Натальи Бисеровой стала победителем конкурса «Московский сокольничий» среди мастеров народных художественных промыслов. В конкурсе приняли участие 500 художников из 40 регионов России. На конкурс уральские мастера представили набор для чайной сервировки стола «Охота» – тема была задана организаторами конкурса. В набор вошёл металлический поднос с лаковой живописью, фарфоровые чайник, чайные пары, тарелки и подставки для горячего из глазурованного уральского камня. Сюжеты с изображением уральских животных на предметах выполнены в технике надглазурной росписи и декорированы платиной.
Местами традиционного бытования народных художественных промыслов в Свердловской области является 21 территория, развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производства, художественная ковка металла, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора, ручное ткачество. Эксперты Свердловского областного совета по народным художественным промыслам при Министерстве инвестиций и развития региона оценивают работы умельцев, им присваивается статус мастеров народных художественных промыслов. Вполне вероятно, что и Карпинск сможет стать территорией, где будут развиваться народные промыслы.
«Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев уделяет особое внимание развитию народных художественных промыслов в регионе. Сегодня возможности для получения господдержки значительно расширяются, в том числе в свете взятого курса на увеличение доли креативной экономики в структуре ВВП региона. Это касается и финансовой помощи, в том числе субсидий на возмещение затрат, связанных с производством – закупку сырья и материалов, оплату энергоносителей. И также предусмотрены нефинансовые меры поддержки, в том числе консультации по организации и расширению деятельности мастерских и производств, а также содействие в продвижении продукции», – сказал министр инвестиций и развития Свердловской области Вадим Третьяков.
Отметим, что креативная индустрия в мире растёт в три-пять раз быстрее, чем другие сектора экономики. Её вклад в ВВП России, по версии Росстата, – 3,5%, цель к 2030 году – увеличить долю до 6%. Объём финансовой помощи субъектам народных художественных промыслов Свердловской области за последние шесть лет составил порядка 30 миллионов рублей. Ежегодно мастера при господдержке могут участвовать в крупных ярмарках и выставках регионального и федерального значения.
Карпинск может принять непосредственное участие в реализации проекта декоративно-прикладного творчества. И обрести ещё один вектор развития. Как говорит Анна Александровна Хохлова, «этим новым направление сейчас пишется история прикладного искусства на Северном Урале».
Фото предоставлены А.А. Хохловой.