В Карпинске новый прокурор
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 августа 2018 года прокурором Карпинска назначен Андрей Сергеевич Аржаховский.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14 августа 2018 года в Свердловской области назначены новые прокуроры. С 28 августа к обязанностям прокурора Карпинска приступил Андрей Аржаховский.
Занимавший ранее эту должность (с 2013 года) старший советник юстиции Алексей Горяинов назначен прокурором ЗАТО Лесной (ранее занимавший должность прокурора Лесного Сергей Волков еще в 2017 году был назначен в одну из территорий Челябинской области).
Старший советник юстиции Андрей Аржаховский имеет высшее юридическое образование, в 2001-м окончил Омскую академию Министерства внутренних дел РФ. В органах прокуратуры служит с 2001 года, работал следователем и старшим следователем прокуратуры Черновского района города Читы, заместителем и и.о. прокурора Александрово-Заводского района Читинской области.
С 2005 года переехал в Свердловскую область, где был сначала заместителем, а затем прокурором Красноуральска. В 2013 году был назначен Серовским городским прокурором.
Во время работы в Серове Андрей Сергеевич запомнился несколькими громкими проверками и судебными процессами:
– предоставление администрацией Серовского городского округа квартир по договорам социального найма гражданам, не состоявшим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих права на внеочередное предоставление жилья;
– предоставление земельных участков инвалидам. «Схема» выглядела так: по закону инвалиды имеют право получать землю вне очереди, если докажут, что нуждаются в улучшении жилищных условий, и администрацией Серова им выделялись участки, затем инвалиды за «вознаграждение» переуступали их другим людям.
Причастными к этим двум скандалам оказались известные в Серове люди, в том числе имеющие отношение к мэрии и руководству крупных промышленных предприятий города.
Действия Серовского прокурора вызывали различную трактовку, в том числе со стороны руководства Серова. В 2016 году серовчанами в интернете была создана петиция в поддержку прокурора Андрея Аржаховского, она собрала 1119 подписей.
Сейчас на должность Серовского городского прокурора назначен старший советник юстиции Алексей Рубан. В 2003 году он окончил Уральскую государственную юридическую академию. В органах прокуратуры служит с 2003 года, был сперва помощником, а затем заместителем прокурора Красноуральска. В 2008 году стал прокурором Верхотурского района.
6 сентября в прокуратуре состоялась пресс-конференция.
Многие вопросы касались его работы в Серове, где Андрей Сергеевич работал в должности Серовского городского прокурора до перевода в Карпинск.
– Я работаю неделю и пока на все ваши вопросы ответить не смогу, – начал общение с прессой Андрей Аржаховский.
– Ваше жизненное кредо? – звучит первый вопрос от Андрея Бурнина, представляющего «Рабочий Волчанск».
– Я работаю в прокуратуре и кредо – исполнять свои должностные обязанности в соответствии с законом в рамках своей профессиональной деятельности.
– До того, как вы заступили на пост, шел разговор, что новый прокурор настолько крут, что у него была своя «фан-группа», которая его защищала. Насколько это соответствует действительности? – продолжает Андрей Григорьевич.
– Какой-либо «фан-группы» нет у меня, это какие-то домыслы. Я работаю в прокуратуре, исполняю свои обязанности, как и все работники прокуратуры.
Тут надо сказать, что в Серове возникала ситуация, когда действия прокурора Аржаховского подверглись критике, а жители Серова стали приносить в газеты и размещать в Интернете письма в его поддержку. Тогда же возникла и петиция, которую подписали более тысячи человек. Это была инициатива граждан и Андрей Сергеевич не имел к ней никакого отношения.
– В Серове, как теперь и в Карпинске, мы будем взаимодействовать со средствами массовой информации и освещать работу прокуратуры достаточно открыто, – говорит Андрей Аржаховский.
– А вы отныне житель Карпинска? – звучит вопрос от Юлии Модиной, главного редактора «Собеседника».
– К сожалению, я пока не переехал в Карпинск, но буквально через месяц переду и буду здесь жить. Минимум пять лет. В соответствии с законом «О прокуратуре» предусмотрена ротация руководителей прокуратур и мое назначение в Карпинск, как раз связано с ротацией. В Серов меня назначили приказом Генерального прокурора от 7 августа 2013 года, прошло пять лет и по этой причине был решен вопрос о моем назначении в Карпинск. Чему я рад.
– Ваше назначение сюда повлечет какие-то кадровые изменения? – интересуется Юлия Васильевна.
– Коллектив профессиональный в прокуратуре города Карпинска. Очень на высоком уровне осуществляет свои обязанности. Поэтому каких-либо передвижек в кадровом составе не будет.
– А вам приходилось прежде встречаться с кем-то из прокуратуры Карпинска?
– Со всеми коллегами мне приходилось встречаться. В Серове ежемесячно проходили семинары, Серовская прокуратура была базовой для Северного округа и мы встречались, обсуждали темы и всех работников я знаю.
– Ваш перевод сюда в СМИ называли неким понижением. Как вы к этому относитесь? – спрашивают коллеги из «Вечернего Карпинска».
– Это не понижение. Как уже говорил ранее, есть положение о ротации руководителей прокуратур раз в пять лет. Эти изменения в закон «О прокуратуре» вступили в силу несколько лет назад и сейчас это четко отслеживается, каждые пять лет прокуроры меняются. Город Серов больше, а Карпинск меньше, а должность равнозначная – прокурор города.
– А в Краснотурьинске прокурор уже девять лет, если не ошибаемся.
– В порядке исключения возможно оставить прокурора на второй срок, но именно в порядке исключения. Закон это допускает. Но общее правило – работа в течение пяти лет. Если меня оставят на второй срок в Карпинске, я буду рад этому.
– А вы до этого бывали в Карпинске? С первыми лицами города знакомы?
– До назначения прокурором Карпинска с первыми лицами города знаком не был. Но на прошлой неделе состоялось официальное представление заместителем прокурора Свердловской области, меня представили Главам муниципальных образований Карпинска и Волчанска, председателям Дум, были руководители правоохранительных органов, которые здесь работают. Со всеми уже познакомился.
– В каком направлении будете вести свою работу?
– Отработав неделю, проведя мониторинг местных СМИ, определены задачи для проверок. Безусловно, внимание будет обращено сфере ЖКХ, мы отслеживаем ситуацию, связанную с продажей котельных, которые ранее находились в муниципальной собственности. Важно, чтобы и Карпинск, и Волчанск вошли в отопительный период без срывов. Также поставлен на контроль вопрос, связанный с пассажирскими перевозками. Нам известно, что перевозки осуществлял один предприниматель, потом конкурс выиграл другой, а льготные билеты уже были проданы, причем проданы в большем количестве, чем было предусмотрено соглашением. Для населения, тех граждан, что купили билеты и не смогли ими воспользоваться, будут даны разъяснения законодательства по этому поводу.
– У вас уже был прием населения, с чем карпинцы обращаются?
– Граждане приходили, в основном по вопросам ЖКХ.
– Уроженцем каких краев вы являетесь, и кто ваши родители? – вновь вступил в беседу Андрей Бурнин.
– Я родился в Омске, проживал в Северном Казахстане, потом снова в Омске, там окончил академию МВД. Служебную деятельность начал в Читинской области, работал сначала следователем прокуратуры, затем меня перевели на должность старшего следователя по особо важным делам, затем работал заместителем прокурора и прокурором района. В 2005 году по семейным обстоятельствам перевелся в прокуратуру Свердловской области. Начинал работать заместителем прокурора Красноуральска, в 2007 году назначен на должность прокурора Красноуральска. В 2013 году назначен прокурором города Серова. Сейчас здесь. Папа также юрист, до сих пор работает в прокуратуре Красноярского края, мама на пенсии, работала в Пенсионном фонде.
– Что может стать поводом для прокурорской проверки, – внес свою лепту и «Карпинский рабочий». – Был вопрос от граждан, которые опасаются напрямую обращаться в прокуратуру, сохраняя свою анонимность.
– Поводом для проверки могут быть обращения граждан, публикации в СМИ, информация из организаций и учреждений, поручения и задания вышестоящих прокуратур. Мы просматриваем сайты, отслеживаем резонансные моменты. Если говорит, об анонимных сообщениях, то они не являются поводом для проверки, но в любом случае мы учитываем те сигналы, которые к нам поступают. В случае, если имеется информация важная, то мы ее учитываем при планировании надзорной деятельности.
– Пресс-конференции станут практикой?
– Раз в квартал будем проводить пресс-конференции.
– Существует мнение, что суды в нашей стране выносят мало оправдательных приговоров и часто соглашаются с позицией государственного обвинения. Как вы относитесь к такому мнению?
– Почему мало приговоров оправдательных? Потому что организован надзор за следствием, дознанием, то есть до направления дела в суд прокурор несколько раз изучает материалы: на первом этапе – постановление о возбуждении дела, если оно вынесено незаконно, прокурор имеет право его отменить; на втором этапе – все постановления о привлечении в качестве обвиняемых, прокурор изучает достаточность обвинения; следующий этап – дело по окончании следствия поступает в прокуратуру и прокурор изучает достаточно ли доказательств по делу, все ли обстоятельства выяснены и только с резолюцией прокурора дело направляется в суд. В дальнейшем идет судебное следствие, где прокуратура в качестве гособвинения отстаивает свою позицию. Приговоров оправдательных немного, потому что в суд направляются дела выверенные. До момента направления дела в суд у прокуратуры есть доказательства виновности и только после того, как дело проверено и изучено, прокурор утверждает обвинительное заключение. Суд выносит решение на основании состязательности сторон, этот принцип зафиксирован в Уголовно-процессуальном кодексе.
– С июля в нашей стране появились суды присяжных. А когда в дело принятия решения вмешиваются присяжные, появляется некий эмоциональный момент он момент. Присяжные – обычные люди, они могут просто пожалеть обвиняемого. Как вы относитесь к институту суда присяжных?
– Нужно к этому готовиться. Здесь необходима подготовка к судебным заседаниям, необходимо повышать качество государственного обвинения, необходимо уметь работать с людьми. Поэтому будем готовиться, будем работать и принимать во внимание не только профессиональных судей, но и позицию присяжных.
– Я вот вчера взял телепрограмму, посмотрел, что показывают в прайм-тайм ведущие телеканалы. Большинство эфира отдано фильмам и сериалам о полиции, о прокуратуре. Какие эмоции у вас возникают, если вы смотрите подобные сериалы? – следует вопрос волчанского коллеги.
– Честно сказать, телесериалы я не смотрю, а смотрю новости, информационные ресурсы. Свободное время посвящаю семье. Сын у меня занимается хоккеем, с ним время провожу. Либо организовываем поход. Меньше стараемся проводить времени перед телевизором. Я работаю в прокуратуре и каждый день сталкиваюсь и с уголовными делами, и с гражданскими и мне данного объема информации хватает.
– Вы женаты? Есть дети?
– Женат. Трое детей.
– Мы знаем, что вы бывали на марафоне «Конжак». Продолжаете бегать марафон?
– Участвую каждый год. Правда в последние годы не регистрируюсь в качестве участника. В этом году мы преодолели дистанцию вместе со старшей дочерью. Я очень люблю горы, в Серове мы часто ходили вместе с туристических клубом «Конжак» в пешие и лыжные походы, на сплавы.
– А бывают курсы повышения квалификации прокуроров?
– Есть. Обучение можно пройти в Москве, Петербурге, Казани и Иркутске. Я проходил обучение в Академии прокуратуры дважды – в 2008 году в Москве и в 2013 году в Санкт-Петербурге. Раз в пять лет прокуроры проходят повышение квалификации.