Татьяна Мерзлякова: Послание всем, кто хотел бы пересмотреть границы, – территория России не отчуждаема
ПОСЛАНИЕ ВСЕМ, КТО ХОТЕЛ БЫ ПЕРЕСМОТРЕТЬ НАШИ ГРАНИЦЫ, – ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ НЕОТЧУЖДАЕМА
В перерывах между заседаниями рабочих групп по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, в состав которой я была включена распоряжением Президента Российской Федерации, мы старались успеть многое на своих рабочих местах.
Мой постоянный сосед по заседаниям рабочих групп Владимир Львович Машков – актер волею Божией, сегодняшний руководитель театра Олега Табакова, - вернулся с гастролей с Дальнего Востока. С болью делился он тем, что говорили люди, доверяя ему как честному актеру и общественному деятелю. Люди переживали, что пока высокое собрание обсуждает поправки к Конституции России, которые должны сделать нас сильнее, какие-то многочисленные комиссии предлагают рассматривать проблему передела границ, итогом которой могут стать отчуждения конкретных территорий от матушки России.
Владимир Львович не стал это скрывать. Он подготовил поправку в Конституцию. Его выступление перед Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным уже вошло в историю. Вы, конечно, помните его слова о том, что нельзя отчуждать территории России и даже вести переговоры по этому поводу: Отдавать нельзя. Железобетонно
Статью 67 Конституции Российской Федерации предполагается дополнить новой частью 2.1, в которой сформулированы нормы, связанные с защитой суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Устанавливается запрет на действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям.
Сейчас в Уголовном кодексе есть статья 280.1 со схожей формулировкой («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Однако совершенно очевидно, что вопрос о стабильности наших границ и недопустимости отторжения частей российской территории необходимо решить в Основном законе.
К сожалению, мы часто стали слышать голоса тех, кто хотел бы пересмотреть наши границы, отобрать у России часть территорий – например, Курильские острова, Крым или Калининград. Появляются публикации, в которых открыто поднимается вопрос о ревизии сложившихся по окончании Второй мировой войны границ бывшего Советского Союза. Кстати, вопрос этот ставится в отношении именно России, а не других государств, например, европейских.
Считаю, что закрепление в нашей Конституции таких запретов поставит точку в бессмысленных спекуляциях на тему принадлежности частей нашей территории, позволит минимизировать риски, что в ходе каких-то переговоров отдельных ведомств или отдельных политических лидеров территориальная целостность России может быть нарушена.
Татьяна Мерзлякова,
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области