Культура в период пандемии
Когда весной 2020 года абсолютно все мероприятия были отменены, закрыли двери учреждения образования, культуры и спорта, а люди перешли на дистант, пришло время учиться жить по-новому. Удачным примером выдумки и самообладания модно назвать Карпинский городской Дворец культуры, коллектив которого даже в это непростое время продолжать радовать своих зрителей.
Анна ПРИПОРОВА,
заместитель директора городского Дворца культуры:
– Первую неделю дистанта наш коллектив воспринял как творческие каникулы, как время, чтобы собрать все мысли воедино, придумать что-то новое. Но когда ограничительные меры продлили ещё, а потом ещё, у всех нас наступил шок. Мы не знали, что делать, ведь весна для городского Дворца культуры – это самая горячая пора. Мы готовились к отчётным концертам, трём творческим фестивалям и, самое главное, к 75-летию Великой Победы. Пришлось забыть о традиционном формате проведения всех запланированных мероприятий и действовать в тех условиях, которые предложила нам жизнь.
Рабочий процесс восстановился быстро. Мы освоили такие программы, как ZOOM, где проводили занятия с детьми, вышли в социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, размещая там все наши мероприятия. Практически всё, что должно было состояться, перенесли в онлайн-формат – это и День Победы, и День защиты детей, и городской Выпускной бал. Самым интересным, на мой взгляд, получился День России, в рамках которого прошла акция Гимн России, был презентован фильм «Карпинск – маленькая частичка большой России», большой проект «Творческая душа России». Наши коллективы выступали на природе и записывали, записывали свои номера на видео и размещали в интернете. Получилось ярко и очень красиво. При поддержке Телерадиостудии «Собеседник» мы провели фестиваль «Юность комсомольская моя»: наши артисты выступали в прямом эфире, а зрителями стали пользователи соцсетей далеко за пределами Карпинска.
В период пандемии наши коллективы участвовали в огромном количестве онлайн-конкурсов и фестивалей, становились обладателями Гран-при и дипломов лауреатов всех трёх степеней. Наград было завоёвано настолько много, что трудно сосчитать.
Когда мы получили возможность вновь вернуться в родные стены Дворца культуры, то очень обрадовались тому, что наши коллективы сохранились практически в полных составах. Правда, многое было утеряно, кое-что даже пришлось начинать с нуля. А чего стоили те эмоции, которые все мы и наши зрители испытали во время первого после пандемии концерта! Словами это не передать.
Что будет дальше? Всё будет хорошо, все будут здоровы и счастливы! А городской Дворец культуры продолжит работать и радовать жителей и гостей Карпинска.
Марина СОЛОДЯНКИНА,
руководитель вокальной студии «Тоника»:
– Известие о пандемии вызвало шок – и у меня, и у моих воспитанников, и у их родителей. Однако мы приняли решение не прекращать рабочий процесс. Я отправляла детям задания по WhatsApp, а они мне присылали видеоответ. Позже мы перешли на платформу ZOOM.
Честно скажу, было трудно. Но очень и очень интересно. Мы попробовали много нового, например, создавать видеоклипы, озвучивать мультфильмы, ставить спектакли кукольного театра. А ещё за это время мы стали ближе. Так что даже от этого отрицательного опыта есть положительные результаты.
Наталья СВИОНТКОВСКА,
руководитель цирковой студии «Грюн»:
– Я очень переживала, что за время пандемии дети уйдут из цирковой студии и по окончании всего этого мне просто не с кем будет заниматься. Я старалась их заинтересовать, давала задания, ждала видеоотчёты, а когда нам разрешили встречаться на улице, мы выезжали на природу и работали над большим творческим проектом. Даже вывозили с собой воздушный реквизит и снимали цирковые номера на видео. Мои опасения были напрасны – коллектив «Грюна» не только сохранился в полном составе, но и стал намного дружнее. Сейчас мы постепенно возвращаемся в привычное русло, и хоть мы и научились эффективно работать в онлайн-режиме, возвращаться к этому вновь совсем не хочется.
Лариса ПАНЁВА,
руководитель хореографической студии «Вдохновение»:
– Весной 2020 года мы работали над таким огромным количеством проектов, что разочарованию нашему не было предела. В один миг рухнуло всё – отчётные концерты, спектакли... Но мы верили в чудо, поэтому не останавливались ни на минуту, продолжали репетировать и повторять всё, что было наработано.
За время пандемии мы нашли время проработать то, на что обычно не хватает времени. Например, проходили курсы, которые предоставляли нам наши выпускники – студенты хореографических отделений вузов, практиковали актёрское мастерство, учили народные игры, смотрели спектакли, рисовали и «танцевали» мультфильмы. Опыт был интересным, но возвращаться к нему не хочется, ведь онлайн-общение не может заменить привычных нам «живых» встреч.
Самое главное – мы сохранили коллектив. Много я слышу: по области, и даже в близлежащих городах – в Краснотурьинске, Североуральске, очень много потеряли людей, особенно старшее звено. Младшие, они хочешь не хочешь ещё как-то удерживаются, а вот именно старшие дети не понимают, что вообще в мире происходит и как им дальше двигаться по жизни. Они начали заниматься школой, репетиторами, какие уж там дополнительные занятия. Конечно, они понимают, что это отдушина.
Но коллектив сохранился. Хотя и у нас были потери: некоторые по состоянию здоровья решили не заниматься; у кого-то, пусть у нас студия и бесплатная, родители прекрасно понимают, что мы будем выезжать, чтобы принимать участие в конкурсах, и все затраты ложатся на них, не все могут себе это позволить, и из-за этого некоторые дети у нас ушли. В этом году мы чуть-чуть добрали учащихся.
Родители установили ZOOM, но это было так неудобно! Ведь всем надо было вечернее время, после рабочего дня. Для младших групп родители должны быть дома; у кого-то дома места нет; у кого-то мамы с папами пришли домой – хотят отдохнуть после работы, а тут наши уроки. Старшие дети вообще говорили: «Как мы можем заниматься там – в квартире ни руки, ни ноги некуда деть». Но тем не менее уроки проходили, мы старались, чтобы дети были хотя бы в форме, какие-то силовые упражнения проводили, тренинги. Если позволяла погода, весь город видел, как мы ходили заниматься то на площадку, то в парк. Были такие уроки, даже когда уже снег шёл.
Над актёрским мастерством работали, народные игры, танцы старинные учили, чтобы дети знали свою историю. Ну как-то так выживали. Старались и встречаться с детьми, и по ZOOMу общаться, и с родителями, делали проекты. Проектов, кстати, сделали достаточно много, большинство из них вы видели в интернете на сайте. Мы решили: когда поедем в лагерь «Светлячок», тоже сделаем проект – «Красота природы».
Как оказалось, у нас не было своего наработанного материала в записи: просто не было времени на то, чтобы заняться съёмкой. Нужно, чтобы какой-то определённый человек с этим нам помог. Вот сейчас надо было выйти, например, на онлайн-обучение, мы бы детям кинули урок – они бы сами разбирали. А видеозаписи нет. Сейчас, когда мы начнём наш учебный год, постараемся снимать и уроки, и репетиционные моменты, чтобы в архиве были записи, без них трудно. Раньше как-то ведь не задумывались о том, что может такое случиться…
Конечно, есть другие сайты, где можно видеоуроки взять, но есть разница: или кто-то другой объясняет, или преподаватель, к которому привык ребёнок. Тот же материал дети воспринимают совсем по-другому. Над этим мы будем работать обязательно. Ну и ученики, конечно, сейчас все современные, сами снимают, сами монтируют. Им нравится, что мы ролики делаем, какие-то темы берём, показываем. Будем и дальше делать такие видеопроекты.
В пандемию нам удалось принять участие в международных конкурсах. Раньше такого не было, так как не было возможностей выехать куда-то за границу. А тут мы дважды приняли участие в Барселоне, участвовали в конкурсе в Праге, и Нью-Йорк мы охватили. И везде заняли призовые места. Когда «онлайн» закончился, мы выехали в Москву: выиграли «Танцеманию» в онлайн-конкурсе, и нас пригласили на финал в столицу, там состоялся грандиозный проект, пять тысяч участников, в концертном зале «Россия». И нас пригласили в Париж, но мы отложили эту поездку из-за эпидемиологической нестабильности. Она должна была состояться в январе 2022 года, с 3-го по 7-е. Очень бы хотелось поехать, но я пока не готова к этому: деньги вложим – если что-то поменяется, потом их трудно вернуть назад. Для родителей эта поездка обошлась бы тысяч в восемьдесят – не каждая семья может себе это позволить, а спонсоров у нас нет. Надеемся, что когда-нибудь туда попадём!
2022-й для нас год юбилейный – нашему коллективу исполнится 40 лет. Мы готовим новые проекты и новые постановки. И если будем учиться как положено, то, скорее всего, это будет какой-то премьерный спектакль отчётного концерта. Идей много, но далеко заглядывать не будем. Хотя мы уже приступили к подготовке. Юбилейный год хотим отметить широко, пусть и говорят, что сорок лет не отмечают.
Конечно, впереди у нас новогодний спектакль. Пока не хотелось бы «открывать карты», но сюжет уже знаем; посмотрим, как у нас будет по исполнителям. Хотелось бы съездить и в Санкт-Петербург, и в Казань, и в Москву. Без путешествий нельзя, потому что на уровне своего города – это одно, а выезжать в другие места обязательно надо, чтобы кто-то видел наших ребят. Хочется, чтобы они были совершенно иные, наши воспитанники, не такие, которые праздно сидят на парапете Дворца.
Студия «Вдохновение» настолько популярна среди тех, кто хочет у нас заниматься, что набор как правило не объявляется – родители сами приводят к нам своих детей.
Конечно, при поступлении мы смотрим данные ребёнка, но чтобы явно кого-то выгнать, такого у нас не бывает. В течение года потихоньку некоторые сами отсеются. На их место придут другие. Родителей детей, которые уже совсем без данных, мы предупреждаем, что возьмём, но будет ли он заниматься – это большой вопрос, хотя, как правило, дети приходят танцевать с огромным желанием. А вдруг он потом раскроется? Такое очень часто бывает. Бывает, возьмёшь с данными – и вот ему легко всё даётся, и он считает, что получается всё, он и так звезда, и потом затухает. Те, что без данных, но с большим желанием, на сцене лучше смотрятся.
Бывает так, что ребёнок с данными, но никаких эмоций нет. Сейчас у детей вообще трудно эмоции вызвать, они не понимают, что такое влюблённость, дуновение ветра… и так далее. Настолько сейчас всё поменялось в этом мире, что теперь какие-то элементарные вещи, которые для нас просты, объяснить им очень трудно. Что такое влюблённость? Если они встречаются, на следующий день целуются, то как это – вздыхать, глазками моргать – для них вообще непонятно. В каком-то русле они быстро информацию хватают, на лету, а вот именно душевное состояние передать сейчас очень трудно. На дистанте с этим как раз лучше было, потому что это не академический урок. Мы брали какие-то игровые моменты или какие-то квесты проводили, и дети в таких условиях вели себя естественно, ничего и вытаскивать не надо, это же улица, им там проще, чем в классе, друг перед другом. У улицы тоже свой плюс есть, но в техническом плане там очень трудно заниматься – в обуви и одежде.
Наша первостепенная задача – хоть как-то облагородить молодое поколение. Это самое главное пока, я считаю, ладно где-то не дотянул коленки, стопы, но по крайней мере мы включаем здесь музыку достойную, классическую. Конечно, мы можем на каких-то своих вечерах и подурачиться под разную музыку, но они должны видеть прекрасное, что-то кроме своего телефона.
Вот у нас была репетиция выпускного вальса, а они в телефонах… Ребята, мы делаем ваш выпускной – единственный в жизни, ЕДИНСТВЕННЫЙ!!! А вы сидите с такими лицами. И так хотелось это снять на камеру, показать им, как они сидят…
Эмоции удаётся вызвать благодаря многолетним наработкам. Во-первых, музыка помогает, дети понимают, что мы от них требуем, во-вторых, мы каждому ставим конкретную задачу, работаем с зеркалом. Кроме того, есть специальные актёрские приёмы, которые вытаскивают все эти эмоции. К сожалению, на это у нас мало времени. Теперь нам рекомендуют включать индивидуальные программы, но мы не можем ими воспользоваться. У нас 180 человек в коллективе, с каждым работать индивидуально просто невозможно. На такой большой коллектив надо как минимум четырёх педагогов. Сейчас на конкурсы приезжают большие коллективы – у них по четыре педагога плюс отдельно преподаватели по гимнастике, по музыке и по актёрскому мастерству. Вот приезжал большой коллектив «Лебёдушка» – у них даже «вокал» есть! У них театр танца и песни – и восемь педагогов, а когда ты в одном лице: и костюмы шей, и сочиняй урок, и репетируй, и поездками занимайся – конечно, это трудно. Но таких педагогов в Карпинске нет. Наши выпускники в других городах работают – причем успешно, в Карпинск пока никто не хочет возвращаться. Две наши выпускницы: Лиза Романова и Лера Щука – закончили учебные заведения по хореографическому направлению с красными дипломами, но устроились в других городах.
Методы обучения, которые мы использовали в период самоизоляции, обязательно возьмём на вооружение и при занятиях в нормальном режиме. Во-первых, мы продолжим обучение народным играм и обрядовым танцам. Тут сразу выявляются лидеры, сразу можешь подумать, кого потом в сольные номера взять, смотришь, кто, наоборот, решил отсидеться, и надо где-то его продвинуть, чтобы он на задворках не прятался. В этих приёмах раскрывается индивидуальность. Солистов я стараюсь менять, хотя раньше этого не делала, но опыт показал, что у других учеников падает мотивация, когда они видят, что сольные партии исполняют одни и те же. Может быть, данные у кого-то и похуже, но каждый может себя попробовать. Шанс есть у всех! Главное – захотеть!
Благодаря людям творческим и увлечённым культурное наследие сохраняется и приумножается. И даже пандемия не стала препятствием в этой важной работе – чтобы сохранить своего зрителя, читателя, слушателя, работники культуры осваивают новые форматы, запускают в социальных сетях культурные проекты, радуют премьерами спектаклей, программами, онлайн-выступлениями. Говоря об этих энтузиастах своего дела, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев отмечает: «В основе всех достижений и успехов нашего региона в культурной сфере лежит ваш энтузиазм, подвижнический труд и любовь к избранному делу». И это поистине так.