История Карпинска. Визит епископа Митрофана в Богословский завод

Главная » Город » История Карпинска. Визит епископа Митрофана в Богословский завод
13 Января 2021

Предлагаю читателям «Карпинского рабочего» познакомиться с некоторыми материалами газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости» за 1911 год. В них – интересные сведения о Богословском горном округе, Богословском заводе и его жителях.

Богословский горный округ в 1911 году.
Визит епископа Митрофана в Богословский завод

10 мая 1911 года поездом Богословской железной дороги Владыка отбыл со станции Верхотурье в Богословский горный округ, представляющий собой пятое благочиние Верхотурского уезда. По сравнению с другими благочинническими округами епархии этот округ находится в исключительном положении.

Пространство, занимаемое им – более 30 тысяч квадратных верст. Площадь эта находится на крайнем севере уезда, лежит в горах Урала и его отрогах и представляет собой местность богатую лесами, а еще более различными горными ископаемыми – золотом, платиной, железной и медной рудой и проч. Суровый климат с весьма резкими переменами температуры, длинной холодной зимой и коротким непостоянным летом делает местность эту малопригодной для жилья человека, а посему население здесь редко (1 человек на кв.версту). Жители края занимаются работами на приисках, рудниках и заводах и отчасти охотой.

Надпись на фото: Богословский завод - главная улица
Надпись на фото: Богословский завод - главная улица

История Карпинска. Визит епископа Митрофана в Богословский завод

Хлебопашество здесь прививается плохо и далеко не каждый год дает земледельцу желаемые результаты. Хлеб и вообще все пищевые продукты здесь дороги, ибо большей частью привозятся извне. Пути сообщения здесь плохи: между многими селениями в летнее время самый удобный путь – по реке на лодке или пешком по болоту. Жизнь здесь среди угрюмой дикой природы тяжела, полна лишений. Несмотря на это естественные богатства края исстари служат приманкой. Ежегодно со всех концов России тянутся сюда толпы рабочего люда, едут разные любители легкой наживы. И каких «племен, наречий, состояний» не встретишь здесь! Полтавцы, тамбовцы, куряне, туляки, вятичи, вологодские зыряне, татары, башкиры, кавказцы, поляки, литовцы и проч. – все идут сюда искать счастья. Есть и иностранцы – бельгийцы, итальянцы и т.д. Погоня за счастьем всех увлекает сюда, но немногие находят его. В большинстве пришлый элемент не может акклиматизироваться, в год-два расстраивает здоровье и едет обратно с тем же, с чем и приехал. Но это никого не вразумляет: на смену одних спешат другие и так без конца. Количество пришлого населения очень велико и трудно поддается определению. В иных приходах, как например Надеждинском, оно в несколько раз превышает число местных жителей. Нравственность пришлого населения невысокая. В большей части это всё народ молодой, полный сил и здоровья, только что вырвавшийся из-под опеки родителей. Попав на чужую сторону, где нет того сдерживающего начала, какое было дома в виде старших или знакомых, где некого стыдиться, так как все одинаково распутны, новичок быстро сливается с окружающей средой и начинает проделывать то, чего дома никогда не посмел бы делать.

Коренное население – старожилы края – в нравственное отношении много лучше. Конечно, и среди них часты проявления тех же пороков, что и среди пришельцев, но здесь по крайней мере не заглох голос совести, живо сознание греховности совершаемого. Этим объясняется то, что храмы Божии в воскресные и праздничные дни бывают полны, а долг исповеди и причастия исполняется ежегодно, усердно творится поминовение усопших, развито подаяние милостыни.

История Карпинска. Визит епископа Митрофана в Богословский завод

В Богословском округе 11 приходских церквей, при которых состоят один протоиерей и 15 священников. Обеспечение духовенства достаточное, но служение священника здесь дело трудное. При многолюдстве прихожан масса работы по требоисправлению, тяжесть которой усугубляется еще дальностью расстояний в приходе и состоянием путей сообщения. Но не это одно службу священника в этом крае делает трудной, а также и то, что приходится жить среди разнородного по составу населения, значительная часть которого захвачена цепкими руками грубых пороков. Борьба с этими пороками помимо такта, знаний и умения требует от пастыря строгого наблюдения за собой и высокой жизни. Ведь народ так склонен в недостатках, замечаемых за пастырем, находить оправдание для своей порочности.

Его Преосвященство доехал до Надеждинска, куда был подан особый поезд до Богословского завода. Паровоз дал свисток, и поезд быстро помчался в дождливо-туманную даль. Сорокапятиверстное расстояние, разделяющее Богословский и Надеждинский заводы, быстро промелькнуло и около половины девятого поезд был уже у самого Богословского собора.

Богословский завод первое и самое древнейшее селение Богословского горного округа. Существует оно с 1760 года. Возникновением своим обязано известному на Урале горнопромышленнику Максиму Походяшину, основателю завода. В 1791 году Богословский завод перешел в казну, затем был передан г.Половцевой, а ныне принадлежит акционерному обществу Богословских горных заводов. В настоящее время в селении завода числится до 4000 жителей, есть волостное правление, больница, аптека, богадельня, почтово-телеграфная контора, два начальных народных училища и одно двухклассное. Общее число учащихся ежегодно выражается цифрой до 500 человек, а грамотность здесь почти всеобщая. Из детей школьного возраста редко кто не обучается грамоте, разве только по совершенной неспособности или по каким-либо физическим недостаткам. Храмов в заводе два: собор и кладбищенская Казанско-Богородицкая церковь. Первый построен еще Максимом Походяшиным и с тех пор существует почти без всяких переделок снаружи. Только в 1880 году с западной стороны к нему сделан пристрой для размещения лестниц в верхний этаж.

По выходе из вагона Его Преосвященство на заводских лошадях проехал в квартиру местного настоятеля протоиерея В.Словцова, находящуюся напротив собора через дорогу и отсюда спустя полчаса пешком проследовал в церковь. Шел небольшой теплый дождь. Жидкая грязь покрывала землю. Несмотря на это улица была покрыта народом, желавшим поскорее увидеть редкого гостя.

У входа в собор стоял местный левоклиросный хор, встретивший Владыку пением тропаря святому апостолу Иоанну Богослову. Литургия была совершена в верхнем храме. Пели местные певчие под управлением регента Шмакова.

По окончании литургии Его Преосвященство производил испытания в знании Закона Божия присутствовавшим в храме ученикам. Благословив каждого из присутствовавших, Владыка посетил настоятеля В.Словцова. От него епископ Митрофан проехал в дом соборного старосты г.Шадрина, где ему был предложен обед. Затем Владыка прибыл в контору Богословского медеплавильного завода, где был встречен директором завода А.М.Брезгуновым и служащими конторы. Преподав им благословение, Его Преосвященство из здания конторы проследовал в помещение фабрики, где в течение полутора часов осмотрел всё заводское производство, подробно ознакомившись с процессом выплавки меди и условиями труда заводских рабочих. Объяснения давал инженер Брезгунов, сопровождавший Владыку. В половине четвертого епископ отбыл из завода на вокзал узкоколейной Богословской дороги и с экстренным поездом проследовал в селение Турьинские Рудники, где в Максимовской церкви было предположено служение всенощного бдения.

Материал подготовила Ирина Губашова,
хранитель фондов Волчанского музея,
член Уральского церковно-исторического общества.

Фотографии предоставлены автором.

Этот материал был опубликован в "Богословском роднике" 27 марта 2014 года.

+7 (34383) 3-50-40

+7 (34383) 3-23-23

Наверх
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK