Работы карпинского художника на выставке в Демидовском фонде
Удивительная выставка «Художественная керамика и фарфор Нижнего Тагила. От традиций к инновациям» была представлена посетителям в Историко-культурном центре развития Демидовских территорий Международным Демидовским фондом. В экспозиции – работы мастеров Нижнетагильской фарфоровой мастерской.
Среди почётных гостей – заместитель министра инвестиций и развития Е.А. Тиханов, заместитель министра управления государственным имуществом Р.Г. Вахрамеев, директор Центра культуры и развития Среднего Урала В.Г. Новопашина, депутат Законодательного собрания В.Д. Погудин, начальник отдела Управления культуры Н. Тагила С.В. Юрчишина, руководители Таволжской керамической мастерской А.Г. Назаров и завода «Фарфор Сысерти» Н.Б. Жердева, а также другие официальные лица.
Одной из задач Международного Демидовского фонда является изучение демидовского наследия, регулярные научные исследования и проведение на их основе научных конференций, а также поддержка и поощрение научных исследований, культуры, образования, искусства и ремёсел. На площадках Фонда уральские мастера могут представлять свои работы. Возглавляет Фонд первый Губернатор Свердловской области Э.Э. Россель.
Среди авторов, чьи работы были представлены на выставке, – карпинский мастер Анна Александровна Хохлова. Вместе с ней выставку посетили председатель Думы ГО Карпинск Л.Н. Манацкая и председатель Общественной палаты М.А. Оглоблина. Напомним, что в скором времени в Карпинске появится филиал Нижнетагильской фарфоровой мастерской.
– Это первая совместная выставка мастеров керамистов и фарфористов Нижнего Тагила. Выставка, может, и небольшая, но она очень красивая и интересная. В Нижнем Тагиле Демидовы пытались организовать фаянсовое производство, оно просуществовало несколько лет, но в силу объективных причин, в первую очередь экономических, тогда его не удалось развивать. Но керамисты и фарфористы работали в Нижнем Тагиле всегда и работают по сегодняшний день, – обратилась к гостям выставки руководитель Нижнетагильской фарфоровой мастерской Наталья Бисерова. – Они работают в разных направлениях, стилях, техниках обработки глины. Мы собрали несколько мастерских и индивидуальных авторов, все их работы классные и разноплановые, передают состояние души и высокое мастерство их создателей!
Отметила Наталья Бисерова, что о красотах Урала мы должны рассказывать на всю Россию и на весь мир:
– Когда мы начинали работу с фарфором в 2011 году и показывали работы наших авторов в Китае и Европе, многие не верили, что такие работы делаются вручную. Это очень красиво и стильно. Наши новые идеи – создание уральской майолики, для чего есть всё – невьянская глина, учебные заведения, где учат художников и мастеров декоративно-прикладного творчества, желание и умение работать. Поэтому, надеюсь, в скором времени мы воплотим наши идеи в жизнь.
Н.С. Бисерова рассказала и о новинке – работах, выполненных в технике вглазурной росписи на дуните, которые добывается на Конжаковском Камне:
– Камень шикарный, и изделия получаются шикарными. Благодаря руководству города в Карпинске ведётся создание мастерской, где будут создаваться сувениры из местных материалов.
Наталья Сергеевна отметила, что по поручению Президента России В.В. Путина активно развивается внутренний туризм, и немаловажно создавать туристические сувениры на уровне лучших мировых образцов. «Мы к этому готовы, и у нас для этого всё есть», – подчеркнула она.
Также Наталья Бисерова рассказала о сотрудничестве Нижнетагильской фарфоровой мастерской и Государственной Третьяковской галереи, по заказу которой уральские мастера изготовили сувенирную продукцию. В настоящее время в Третьяковке проходит выставка, посвящённая творчеству Васнецовых. И первое сувенирное изделие, которое было приобретено посетителем выставки, стала работа Анны Хохловой – изображение ириса на дуните.
Один из стендов выставки «Художественная керамика и фарфор Нижнего Тагила. От традиций к инновациям» полностью посвящен уникальной технике вглазурной росписи на камне (такая техника применялась ранее только к фарфору и керамике, а вот наносить с ее помощью изображение на камень – ноу-хау нашего времени). Представлены работы из коллекции, подготовленной по заказу Третьяковской галереи к выставке «Васнецовы. Связь поколений из 19 века в 21 век». Над коллекцией сувенирных работ трудились художники по фарфору и металлу: Татьяна Сорокина, Софья и Владислава Оржеховские, Вадим Новиков, Виктория Серова, Анастасия и Наталья Бисеровы, карпинский художник Анна Хохлова, камнерез Андрей Тараканов, керамист Елена Прошко, чета фудожников-фарфористов и скульпторов Владимир и Наталья Бекетовы.
Все эти работы в скором времени отправятся в Москву, чтобы пополнить сувенирную продукцию Третьяковской галереи.
Сейчас мастера Нижнетагильской фарфоровой мастерской и наш карпинский художник А.А. Хохлова готовятся также к участию в выставке народных художественных промыслов России «Ладья».
Также на выставке можно увидеть лепной фарфор Владимира Бекетова. Он создает уникальные изделия и сам же их расписывает. Его работы отличаются высоким качеством и оригинальностью, что делает его одним из ведущих мастеров в этой области.
Богато представлена уральская керамика – уникальный вид искусства, который имеет глубокие корни. Можно увидеть работы мастерской «Гончарный двор» (основатель Любовь Новогрудская), известных керамистов Елены Прошко, Игоря Толкачёва, скульпторов Леонида Южакова и его дочери Анжелики Южаковой, а также объединения «Женсовет», которое объединяет выпускниц Художественно-графического факультета Нижнетагильской педагогической академии. Еще одним «штрихом» экспозиции стали изделия мастеров семейной гончарной мастерской из Невьянска Сергея и Светланы Масликовых в стиле классической цветной глазурованной керамики.
Впечатлениями от выставки, а также планами на будущее поделилась Анна Александровна Хохлова:
– На выставке представлены работы, которые удалось создать с января, когда началось сотрудничество с Нижнетагильской фарфоровой мастерской, и по настоящее время. Выбрали лучшее. Техника, в которой мы работаем – вглазурная роспись на камне – единственная в России. Поэтому было интересно. Авторы этих работ – известные в нашем регионе художники. Цель выставки – подчеркнуть, как сохраняются традиции, заложенные ещё со времен Демидовых, и те инновации, позволяющие идти в ногу со временем, тем более сейчас, когда такое большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма и декоративно-прикладного искусства как такового.
Как пояснила А.А. Хохлова, для некоторых гостей выставки возможности и разнообразие творческих направлений Нижнетагильской фарфоровой мастерской стало настоящим открытием. Например, директор завода «Фарфор Сысерти» Н.Б. Жердева заинтересовалась техникой вглазурной росписи. Возможно, в будущем эти уральские предприятия станут сотрудничать.
– Огромная благодарность Главе городского округа Карпинск А.А. Клопову, который поддержал проект. А также руководству Компании «Полиметалл», оказавшем помощь в приобретении оборудования и необходимых материалов, – говорит Анна Александровна.
В настоящее время муфельная печь, в которой будут обжигаться изделия, в процессе изготовления. Она будет смонтирована в ГДК во второй половине августа. Доставлены краски, которыми будет производиться роспись. Проводятся расчёты, чтобы определить потребность в каменных и керамических заготовках, других расходных материалов. Обсуждается, каким образом будут проводиться занятия с детьми.
Анна Александровна поделилась ещё одной удивительной новостью. Сейчас она изучает ещё одну уникальную технику – надглазурную роспись на камне. В Нижнем Тагиле есть мастера, которые уже начали работать с этой техникой, вскоре такой мастер появится и в Карпинске:
– Суть техники в том, что камень проходит предварительную обработку – обжиг, все примеси или жидкость из него при этом устраняются. Камень покрывается глазурью и вновь обжигается. И уже по гладкой поверхности идёт роспись, и на каждом этапе изделие подвергается обжигу. Таким образом, мастер может работать поэтапно, нанося роспись по слоям, более тонко «прописывать» элементы росписи, применять в декоре золото. Процесс более длительный по времени, чем вглазурная роспись.
Напомним, что в перечень традиционных народных художественных промыслов Свердловской области состоит из 21 пункта. Характерными для региона промыслами являются художественная обработка металлов, камня, дерева и других растительных материалов, художественная керамика, художественное ручное ткачество, производство ювелирных изделий и т.д.
«При поддержке Губернатора Евгения Куйвашева в Свердловской области постоянно совершенствуются инструменты государственной поддержки субъектов народных художественных промыслов, в том числе механизмы их продвижения и популяризации. Включение в перечень позволяет муниципалитетам участвовать в конкурсе на предоставление субсидий из областного бюджета на развитие отрасли», – сказал министр инвестиций и развития Вадим Третьяков.
Муниципалитеты, вошедшие в перечень, могут получить финансирование на ремонт и реконструкцию помещений, предназначенных для развития местного традиционного народного художественного творчества. Также эти территории могут быть включены в экскурсионные программы и в единый федеральный реестр туроператоров.
«Губернатор Евгений Куйвашев определил развитие народных художественных промыслов и приумножение традиций уральской школы в числе приоритетных направлений Свердловской области», – отметил Вадим Третьяков.
Появление в Карпинске филиала фарфоровой мастерской даст нашему городу возможность развивать это направление творческой и, что не менее важной, экономически привлекательной деятельности.
Фото Людмилы Манацкой.